Пластичность мозга
Дойдж Норман
88.351.3
Д 62
Аннотация:
Открытие того факта, что мысли способны - даже в пожилом возрасте - менять структуру и функции мозга, это важнейшее достижение в области неврологии за последние четыре столетия. Норман Дойдж предлагает революционный взгляд на человеческий мозг. Он рассказывает о блестящих ученых, продвигающих пока еще новую науку о нейропластичности, и о поразительных успехах людей, жизнь которых они изменили, - примеры выздоровления пациентов, перенесших инсульт; случай женщины, имевшей от рождения половину мозга, который перепрограммировал сам себя для выполнения функций отсутствующей половины, истории преодоления необучаемости и эмоциональных нарушений, повышения уровня интеллекта и восстановления стареющего мозга. Методики, представленные в книге, будут интересны и полезны всем читателям.Цитаты
- Дабы в полной мере ощущать полноту жизни, мы должны учиться. Когда жизнь или отношения с человеком становятся слишком предсказуемыми и кажется, что больше нечему учиться, мы начинаем чувствовать беспокойство. Это - своего рода протест пластичного мозга, который "скучает" без работы.
- Чем лучше мы образованы, тем более общительны и физически активны, и чем больше мы участвует в стимулирующей психической деятельности, тем ниже вероятность того, что мы заболеем болезнью Альцгеймера или слабоумием.Но подходит для этого только деятельность с высокой концентрацией внимания.
- Недавнее исследование более 2600 детей ясельного возраста показывает, что просмотр телепрограмм в возрасте от одного года до трех лет находится в определенном соотношении с наблюдаемыми в более поздние периоды детства проблемами, связанными с концентрацией внимания и контролированием побуждений. Каждый час, проведенный ребенком ясельного возраста перед телевизором, увеличивает затем вероятность возникновения серьезных проблем со вниманием на 10 %.
Рецензия специалиста (официальные рецензии):
«Захватывающая и очень важная книга. Дойдж предоставляет читателю впечатляющее количество сведений по выбранной им теме и делает это со знанием дела. При этом его умение объяснить суть вопроса, который при менее умелом освещений мог бы показаться пугающе сложным и даже недоступным для понимания, всегда сопровождает ощущение чуда. Рассказанные им истории приносят максимальное эмоциональное удовлетворение. ...Дойдж рассуждает о том, как культурные влияния в буквальном смысле слова «формируют» наш мозг. ...Становится очевидно, что наша реакция на окружающий мир представляет собой не только социальный или психологический феномен, но и продолжительный неврологический процесс».
The Gazette (Монреаль)
«Потрясающая книга. Она, вне всяких сомнений, достойна сравнения с работами Оливера Сакса. Дойдж обладает удивительным даром превращать сложный специализированный материал в захватывающее чтение. Трудно представить более увлекательную тему — или лучшее введение к ней».
The Kitchener Waterloo Record
«Нам давно известно, что изменения мозга могут влиять на нашу психологию и то, что мы думаем. Норман Дойдж показывает нам, что процесс мышления и наши мысли способны преобразовывать наш мозг. Он раскрывает основы психологического исцеления».
Зміст
Примечание для читателя. С. 21
Предисловие. С. 23
Что такое чувство равновесия. С. 32
Продолжение истории Черил. Загадочный аппарат. С. 33
Как это работает. С. 37
Второе нейропластическое чудо. С. 39
Еще о таинственных аппаратах. С. 43
Слишком необычно, чтобы быть правдой. С. 46
Немного истории. С. 47
Четыре фута десять дюймов. С. 49
Мы видим благодаря нашему мозгу, а не глазам. С. 52
И снова о локализационизме. С. 53
Первые ласточки. С. 55
«Игрушка для взрослых». С. 57
Устройства, предоставляющие людям «сверхчувства». С. 58
Мозг восстанавливается даже после тяжелого инсульта. С. 60
«Соединять что угодно с чем угодно». С. 65
Сенсорные системы можно перепрограммировать. С. 67
Предварительный план в нашей голове. С. 71
Символ, логика и причинно-следственные связи. С. 73
«Я живу в тумане, а мир вокруг меня не тверже сахарной ваты». С. 75
То, с чего надо было начинать эту книгу. С. 79
«Я чувствую себя как в тумане…». С. 82
То, что показано на людях, — это лирика, а вот крысы — это… весьма убедительно. С. 84
Школа Эрроусмит. Снова о проблемах со словами и текстами. С. 86
Сильные и слабые функции мозга. С. 92
Классическое образование было не так уж плохо. С. 93
Крысы спасут человечество. С. 96
«Хэппи-энд» истории Барбары. С. 98
Как обучение влияет на мозг. С. 101
Человечки Пенфилда. С. 103
Критические периоды бывают и у мозга. С. 108
Конрад Лоренц и Зигмунд Фрейд — в одной команде. С. 109
Как устроена нервная система. С. 111
О регенерации периферических нервов. С. 113
Составленная сегодня карта завтра уже недействительна. С. 114
Мертвые души. С. 116
Пианино внутри нас. С. 117
Дорогу осилит идущий. С. 120
Конкуренция внутри мозга. С. 121
Свято место пусто не бывает. С. 123
Фактор времени. С. 125
Топографическая организаций карты. С. 127
Количество переходит в качество. С. 129
И снова о детском развитии. С. 133
Программа для детей с речевыми нарушениями и проблемами в обучении. С. 135
История Вилли Арбора. С. 138
«Побочные эффекты» обучения. С. 140
Аутизм. С. 142
История Лорали. С. 144
Природа аутизма по Мерцениху. С. 146
И снова крысы. С. 147
Исследования Риты Леви-Монтальчини. С. 149
BDNF — волшебный эликсир мозга. С. 150
«Перевозбуждение» нейронов. С. 151
Очередная панацея? С. 155
Как избежать маразма. С. 157
Возможности мозга пожилого человека. С. 162
О человеческой сексуальности. С. 171
И о любви. С. 174
Сексуальная пластичность и пластичность мозга. С. 175
Что думает Фрейд. С. 176
«Зайка моя». С. 179
Природа или культура. С. 181
О порнографии. С. 184
Проблема импотенции — в голове. С. 188
Что такое зависимость. С. 189
Зависимость от порно. С. 193
История Шона Томаса. С. 195
Все пути ведут в детство. С. 198
И снова о любви. С. 200
Центры удовольствия. С. 201
Пора внести разнообразие в нашу жизнь. С. 204
Смена образа жизни требует внутренней перестройки. С. 206
Гормон нежности и доверия… С. 209
…или гормон, способствующий освоению новых моделей поведения. С. 211
Мозг как орган социализации. С. 212
Разделяй и властвуй. С. 214
Как излечился А. С. 216
О садизме и мазохизме. С. 217
Единство и борьба противоположностей. С. 218
История Боба Фланагана. С. 221
Фиксация детских травм. С. 223
Что такое инсульт. С. 233
Научная биография Эдварда Тауба. С. 234
Наша свобода воли — всего лишь иллюзия? С. 237
Усвоенное неиспользование. С. 241
Один — против толпы разъяренных… гуманистов. С. 245
Клиника Тауба. С. 251
Терапия «принудительным использованием». С. 254
История Николь фон Руден. С. 256
Игра для восстановления речи. С. 263
Реабилитация детей, страдающих церебральным параличом. С. 266
История Фредерика Линкольна. С. 267
Обезьяны сослужили последнюю службу. С. 270
Вечное чувство вины и тревоги. С. 279
Компульсивные действия. С. 281
Блокировка мозга по Шварцу. С. 284
Подход Шварца. С. 287
Переключение внимания. С. 290
Что такое фантомные боли. С. 300
Загадка фантомных конечностей. С. 302
История Тома Соренсона. С. 304
Мозговая камасутра. С. 305
Усвоенный паралич. С. 308
Клин клином. С. 310
Эксперимент с Филипом. С. 311
Образ тела. С. 313
Боль — это заключение мозга о состоянии здоровья организма. С. 316
Выученная боль. С. 320
Паскуаль-Леоне. С. 327
Почему Ахиллес не может перегнать черепаху. С. 329
О пользе воображения. С. 333
Тренинг в одиночной камере. С. 335
Человек-калькулятор. С. 336
Можно и лежа на диване наращивать мышцы. С. 338
Остерегайтесь своих намерений, ибо они могут реализоваться. С. 339
«Колея эта — только моя, выбирайтесь своей колеей». С. 344
Школа тьмы. С. 347
История господина Л. С. 353
Психоанализ и пластичность. С. 355
Еще об Эрике Канделе. С. 360
Снова о старике Фрейде. С. 362
Снова о детском развитии. С. 367
Осознаваемое и неосознаваемое. С. 370
Продолжаем психоанализ Л. С. 372
Озарение… С. 374
…и катарсис. С. 377
…и принятие реальности. С. 379
…и возрождение к жизни. С. 381
О памяти. С. 382
Польза сна и сновидений. С. 383
«С любимыми не расставайтесь…». С. 386
Пластический парадокс. С. 389
Нервные клетки не восстанавливаются? С. 398
…Или восстанавливаются? С. 399
История открытий. С. 400
Если хотите нарастить мозги… почаще бегайте в «беличьем» колесе. С. 402
Учиться, учиться и учиться. С. 404
Образование и движение — залог здоровья. С. 406
Движение — жизнь. С. 408
С половиной мозга вполне можно жить? С. 414
Правое и левое. С. 416
Детство Мишель. С. 417
Надеяться и верить. С. 420
Труперы в ваших пуперах. С. 422
Мишель проявляет способности левшей. С. 428
Биография Джордана Графмана. С. 432
Чем выше интеллект, тем лучше мозг реорганизует себя. С. 435
Четыре типа пластичности. С. 437
Миграция психической функции в противоположное полушарие. С. 441
Графман исследует лобные доли. С. 442
Иногда полезно «отключить» рассудочное левое полушарие. С. 445
«Я думаю, что всегда любила быть одна…». С. 447
Мир, где инстинкты приглушены. С. 448